Декларация по налогу на недвижимое имущество для иностранных юридических лиц

Рассчитываем налог на имущество организаций по-новому

И хотя поправки в НК РФ в отношении налога на имущество были внесены в 2014 году, а некоторые даже в 2013 году, вступили они в силу только с 1 января 2015 года (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 2 ноября 2013 года № 307-ФЗ ). А значит, что отчетность за 2014 год придется сдавать с учетом этих изменений.

Разберемся, на что же обратить внимание при расчете налога.

Прежде всего стоит напомнить, что налог теперь должны платить все организации, имеющие налогооблагаемое имущество. Напомним, до 1 января 2015 года из их числа были исключены организации, находящиеся на УСН и ЕНВД (п.

2 ст. 346.11 НК РФ. п. 4 ст. 346.26 НК РФ ).

Правда, последние по новым правилам обязаны уплачивать налог только с имущества, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость. Дело в том, что, как и раньше, по общему правилу налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, которая, в свою очередь, учитывается по остаточной стоимости (п. 1 ст. 375 НК РФ ). Но для некоторых объектов теперь применяется другой порядок – исходя из кадастровой стоимости имущества.

НК РФ устанавливает четыре вида таких объектов:

  1. объекты недвижимого имущества иностранных организаций, которые не осуществляют свою деятельность в России через постоянные представительства или которые не используют такие объекты в своей деятельности на территории России;
  2. жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 378.2 НК РФ ).
  3. административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также помещения в них;
  4. нежилые помещения, предусмотренные или фактически используемые для размещения в них офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;

Несмотря на то, что на первый взгляд перечень объектов невелик, в реальности он охватывает достаточно большое количество организаций. Ведь только в Москве на конец 2014 года, по оценкам международной консалтинговой компании в области недвижимости CBRE, общий объем предложения торговых площадей достиг отметки 4803 тыс. кв. м. Если же организация владеет не всем зданием, а только частью помещений в нем и при этом кадастровая стоимость данных помещений не определена, налоговую базу следует рассчитывать следующим образом: Налоговая база помещения = (кадастровая стоимость здания, в котором находится помещение / общая площадь здания) х площадь помещения (п.

6 ст. 378.2 НК РФ ). Кадастровую стоимость здания можно узнать на Публичной кадастровой карте.

найдя соответствующее здание. Если же нужных сведений на этом ресурсе не оказалось, можно узнать кадастровую стоимость на сайте Росреестра в разделе «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online «).

Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер помещения или же его адрес.

Еще один вариант – направить в ведомство электронный запрос на получение сведений из государственного кадастра недвижимости.

Ответ должны прислать уже через пять рабочих дней (п.

41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости ; далее – Порядок). При этом форму ответа заявитель может выбрать самостоятельно – либо электронным письмом (для этого необходимо указать адрес электронной почты), либо на бумажном носителе (высылается почтой на указанный почтовый адрес, или направляется в любое территориальное отделение Почты России до востребования) (п.

27 Порядка ). В первом случае размер госпошлины за услугу составит 150 руб. во втором – 400 руб. (скан-копия платежки должна быть приложена к запросу). Если налогоплательщик считает, что кадастровая стоимость его имущества серьезно отличается от рыночной, он вправе обжаловать результаты кадастровой оценки.

Обратиться можно в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальном управлении Росреестра или в суд. Отметим, что для юридических лиц претензионный (досудебный) порядок оспаривания стоимости в комиссии является обязательным (ст. 24.18 гл. III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г.

№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации «).

  1. документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости – если кадастровая стоимость оспаривается по этому основанию (например, оценщик исходил из ошибочного метража квартиры, что можно подтвердить техпаспортом помещения);
  2. нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (например, свидетельства о праве собственности);
  3. кадастровую справку о стоимости объекта недвижимости;
  • отчет независимого оценщика, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа – если кадастровая стоимость оспаривается на основании несоответствия ее рыночной стоимости;
  • положительное экспертное заключение на проведенную независимым оценщиком оценку (на бумажном носителе и в форме электронного документа), подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков (ст. 24.18 гл. III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г.

    № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации «).

  • Налоговые ставки при расчете налоговой базы на основе среднегодовой стоимости имущества устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (п. 1 ст. 380 НК РФ ). Для тех, кто будет рассчитывать налог исходя из кадастровой стоимости, предусмотрены другие налоговые ставки, которые также должны устанавливаться субъектами России. Если регионы ставки самостоятельно не установили, то для расчета налога нужно использовать ставку, определенную НК РФ.

    Отметим, что предусмотрен переходный период – в течение первых двух лет будут использоваться пониженные налоговые ставки.

    Так, для расчета налога на имущество за 2014 год установлена максимальная ставка в размере 1%, за 2015 год – 1,5%. С 2020 года максимальная ставка выравняется до уровня 2%.

    При этом для Москвы установлены индивидуальные ставки: за 2014 год – 1,5% и за 2015 год – 1,7%. В 2020 году размер налоговых ставок для столичных налогоплательщиков сравняется с размером общеустановленных (подп. 1-2 п. 1.1 ст. 380 НК РФ ). Также регионы могут самостоятельно установить ставки по налогу на имущество в зависимости от от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения, которые не должны превышать общеустановленной (п.

    2 ст. 380 НК РФ ). Некоторые организации могут воспользоваться и новыми льготами, то есть не уплачивать налог.

    Они распространяются на имущество, одновременно расположенное во внутренних морских водах России, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и используемое при разработке морских месторождений углеводородного сырья (п.

    24 ст. 381 НК РФ ). Прежде всего стоит определить, какое имущество будет облагаться налогом.

    Потом, исходя из вида имущества, выбрать порядок расчета налоговой базы.

    Необходимо также проверить, имеются ли льготы по данному виду имущества. Далее, в зависимости от местонахождения имущества, определяется налоговая ставка и рассчитывается сам налог.

    Организация владеет одним офисным помещением в Москве общей площадью 140 кв. м. при этом его кадастровая стоимость не определена.

    Кадастровая стоимость самого здания составляет 965 859 064 руб. при этом его общая площадь – 7003 кв. м. Прежде чем определим налоговую базу, нужно рассчитать кадастровую стоимость офисного помещения.

    Для этого необходимо кадастровую стоимость всего здания разделить на его площадь и умножить на площадь офисного помещения: Далее, определим налоговую ставку. Поскольку помещение находится в Москве, то для расчета налога за 2014 год должна использоваться ставка в размере 1,5%.

    После заполнения декларации необходимо проверить ее на соответствие утвержденным ФНС России контрольным соотношениям.

    Подробную таблицу с данными, описанием значений граф и полей декларации, а также с возможными нарушениями в случае расхождения показателей и вариантов их исправления ведомство разработало в декабре 2014 года (Контрольные соотношения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций ).