Последние изменения в уголовный кодекс июль 2021

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2003, № 50, ст. 4848; 2006, № 2, ст. 176; 2009, № 52, ст. 6453; 2010, № 19, ст.

2289; № 21, ст. 2525; 2011, № 50, ст. 7362; 2012, № 10, ст. 1166; 2013, № 27, ст.

3477) следующие изменения: наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.»; «2. Значительный, средний, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи, а также значительный, крупный и особо крупный размеры для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей настоящей статьи, статей 228.1.

229 и 229.1 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.»; «Примечание. Значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи, статей 229 и 229.1 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.». Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст.

4921; 2002, № 22 ст. 2027; № 30 ст. 3020, 3029; № 44 ст. 4298; 2003, № 27 ст. 2700, 2706; № 50, ст. 4847; 2004, № 27 ст.

2711; 2005, № 1 ст. 13; 2006, № 28 ст.

2975, 2976; № 31 ст. 3452; 2007, № 1 ст. 46: № 24 ст. 2830, 2833; №49 ст. 6033; 2009, № 11 ст. 1267; № 44 ст.

5170; 2010, № 1 ст. 4; № 8, ст. 780; № 15 ст. 1756: № 27 ст. 3431; 2011, № 1 ст.

6, 16; № 23 ст. 3259; № 30 ст. 4605; № 45 ст. 6334; № 50, ст. 7361, 7362; 2012, № 10, ст. 1162, 1166; № 30 ст.

4172; № 31 ст. 4330, 4331; № 47 ст. 6401; № 49 ст. 6752; № 53 ст.

7637; 2013, № 26 ст. 3207; № 27 ст. 3442, 3478; № 30 ст. 4078; № 44 ст.

5641; № 51 ст. 6685; № 52 ст. 6945; 2014, № 19 ст. 2303, 2310, 2333; № 23 ст. 2927; № 26 ст. 3207, 3385; № 30 ст.

4219, 4259, 4278; № 48 ст. 6651; 2015, № 1 ст. 83, 85; № 6 ст. 885; № 21 ст. 2981; № 29 ст. 4391) следующие изменения: Проектом федерального закона

«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации »

предлагается дополнить статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК России) таким новым квалифицирующим признаком, как «средний размер наркотических средств и психотропных веществ», что позволит дополнительно дифференцировать ответственность за преступления, предусмотренные указанной статьей.

Введение указанного квалифицирующего признака позволит устранить существенный разрыв в размерах наркотических средств и психотропных веществ между действующими в настоящее время крупным и особо крупным размерами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 г. № 1002. Кроме того, предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочием утверждать значительный, средний, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей статьи 228 УК России. Проведенный анализ уголовных дел о преступлениях, связанных с хранением наркотиков без цели сбыта, показал, что карательная политика в отношении лиц, хранящих наркотик для личного потребления, себя не оправдывает.

Рекомендуем прочесть:  Оформить наследство до смерти

В 2014 году за преступления, предусмотренные статьей 228 УК России (хранение без цели сбыта), осуждено около 96 тыс. лиц. Все осужденные являются наркоманами, для которых болезнь является фактором, способствующим совершению данного преступления. При таких обстоятельствах деяния, связанные с хранением наркотиков, совершаемые без цели сбыта, нуждаются в особом подходе, отражающем степень опасности данных преступлений для социума.

В настоящее время для квалификации наркопреступлений установлены единые размеры наркотиков без их дифференциации в зависимости от степени общественной опасности совершаемых деяний.

При таких условиях лицо, хранящее наркотики без цели сбыта для личного потребления, приравнивается по степени тяжести данного преступления к лицам, совершившим преступления в сфере незаконного оборота наркотиков в организованных формах. Именно поэтому необходимо адаптировать систему уголовного наказания к общественной опасности принципиально разных преступных деяний, а именно: хранение наркотиков без цели сбыта, их оптовый сбыт и сбыт в организованных формах.

Оптимальным решением данного вопроса будет введение дополнительного квалифицирующего признака

«средний размер наркотических средств и психотропных веществ»

для целей статьи 228 УК России путем дополнения указанной статьи частью 1 1. Кроме того, законопроектом предлагается распространить положения статьи 82 1 УК России на лиц, осужденных к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных указанной новой частью статьи 228 УК России.

Таким образом, вносимые законопроектом изменения будут способствовать выполнению стратегических задач в области борьбы с наркоманией и наркопреступностью, а также избавлению лиц от наркозависимости.

Кроме того, необходимо отметить, что на содержание наркопотребителей учреждения пенитенциарной системы ежегодно затрачивают значительные суммы денег, а предложенные законопроектом меры приведут к экономии средств, повышению эффективности работы правоохранительных органов Российской Федерации без привлечения дополнительных финансовых затрат. Реализация указанного предложения позволит более активно применять механизмы правового побуждения лиц к отказу от наркопотребления, а также благотворно скажется на социальной обстановке в обществе. Принятие законопроекта будет способствовать повышению эффективности мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации по борьбе с наркоманией.

Новая часть 1 1 статьи 228 УК России будет отнесена к подследственности дознавателей (следователей) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Принятие законопроекта потребует принятия федерального закона

«О внесении изменения в статью 178 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»

.

Законопроект относится к сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 299). В настоящее время преступления, связанные с хранением наркотических средств и психотропных веществ в крупном и особо крупном размерах без цели сбыта, относятся к одной и той же категории, что и аналогичные преступления, совершенные в целях сбыта – тяжким и особо тяжким преступлениям.

При таких условиях лицо, хранящее наркотики для личного потребления, приравнивается по степени тяжести данного преступления к лицам, совершившим преступления в сфере незаконного оборота наркотиков в организованных формах (в соответствии с УК России ответственность за участие в преступном сообществе (преступной организации), являющейся наивысшей формой организованной преступности (часть вторая статьи 210 УК России), предусмотрена в виде лишения свободы сроком до десяти лет, аналогичная санкция и за незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ в крупном размере (часть вторая статьи 228 УК России). При таких обстоятельствах деяния, связанные с хранением наркотиков, совершаемые без цели сбыта, нуждаются в особом подходе, отражающем степень опасности данных преступлений для социума.

Следует отметить, что практически все осужденные по статье 228 УК России являются наркоманами, для которых хранение наркотика (без цели сбыта) обусловлено наличием заболевания, а следовательно болезнь является фактором, способствующим совершению преступлений. Соответственно к таким лицам необходимо более активно применять механизмы правового побуждения к отказу от наркопотребления с целью своевременного возвращения наркопотребителей к нормальному образу жизни.

Данные отчета Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации формы № 10.3.01 свидетельствуют о том, что в 2014 году при рассмотрении 17 759 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью 2 ст.

228 УК России, суды назначали наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет только в 278 случаях, а в 2457 случаях суды назначали наказание, используя исключительный механизм по назначению наказания ниже низшего предела установленных санкций. Таким образом, нельзя считать нормальной ситуацию, когда возможность назначения наказания сроком от 5 до 10 лет остается судами не востребованной, а исключительный механизм назначения наказания, предусмотренный УК России, используется на регулярной основе. Изложенное в полной мере свидетельствует о необходимости перевода наименее опасных преступлений, связанных с хранением наркотиков без цели сбыта, в категорию мене тяжких.

Также в целях противодействия наркотизации общества законопроектом предлагается распространить положения статьи 82.1 УК России на лиц, осужденных к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных не только первой, но и второй частью статьи 228 УК России. Таким образом, вносимые законопроектом изменения будут способствовать выполнению стратегических задач в области борьбы с наркоманией и наркопреступностью, а также избавлению лиц от наркозависимости.

Кроме того, необходимо отметить, что на содержание наркопотребителей учреждения пенитенциарной системы ежегодно затрачивают значительные суммы денег, а предложенные законопроектом меры приведут к экономии средств, повышению эффективности работы правоохранительных органов Российской Федерации без привлечения дополнительных финансовых затрат.

Круг заинтересованных лиц

  1. подсудимые по уголовным делам о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

предлагается пересмотреть санкции, предусмотренные частями второй и третьей статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации с одновременным распространением положений части первой статьи 82.1 УК России на лиц, совершивших преступления по части второй статьи 228 УК России. Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта в целях противодействия наркотизации общества дальнейшей гуманизации уголовного законодательства Российской Федерации, а также обеспечение правопослушного поведения и отказа от незаконного потребления наркотических средств или психотропных веществ и распространения положений части первой статьи 821 УК России на лиц, осужденных к лишению свободы, за совершение преступлений, предусмотренных частью второй статьи 228 УК России.

Планируемый срок вступления проекта нормативного правового акта в силу Октябрь 2021 Дополнительные документы

Ответственный за разработку Жидков Павел Юрьевич Адрес электронной почты для отправки предложений участниками обсуждений Почтовый адрес для отправки предложений участниками обсуждения 101990, г. Москва ул. Маросейка 12 Контактный телефон сотрудника ответственного за разработку (495) 983-54-18 Наименование О внесении изменений в статьи 82.1 и 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации ID проекта 01/05/10-15/00041604 Дата создания 30 октября 2015 г.