Роспотребнадзор правовая основа

Роспотребнадзор правовая основа

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке. Роспотребнадзор после последних преобразований 2012 года (Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636

«О структуре федеральных органов исполнительной власти»

) стал находиться в непосредственном подчинении Правительству РФ (до этого он был подведомствен Министерству здравоохранения и социального развития РФ). В 1991 году был принят Закон РСФСР

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

(далее «Закон 1991 г.»), впервые в истории страны закрепивший на законодательном уровне правовое регулирование деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В 1991 году совет Министров РСФСР утвердил новое

«Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР»

. Санитарно-эпидемиологические станции были переименованы в центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора и получили вертикальное подчинение Комитету государственного санэпиднадзора Российской Федерации. В 1993 году была образована Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) при Комитете Российской Федерации по торговле, которая в 2000 году стала структурным подразделением Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и прекратила свое существование в 2004 году, преобразовавшись во вновь созданную Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой была передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации.

Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

, «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Также Роспотребнадзор издает приказы по вопросам, входящим в его компетенцию.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность и исполнение основных полномочий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются:

  1. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 «Об утверждении Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».
  3. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  4. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
  5. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  6. Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  1. Социально-гигиенический мониторинг
    • Роспотребнадзор информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет лицензирование деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и в области использования источников ионизирующего излучения (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
  3. Проводит научно-практические конференции и разрабатывает методики, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в России.
  4. Профилактика инфекционных заболеваний Роспотребнадзор:
    • принимает меры по предотвращению инфекционных заболеваний;
    • устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
    • готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  5. Лицензирование
    • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет лицензирование деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и в области использования источников ионизирующего излучения (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
  6. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
  7. Роспотребнадзор информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  8. Защита прав потребителей. санитарный надзор
    • государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
    • государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей ;
    • контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
    • санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
    • аккредитация испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в области подтверждения соответствия качества и безопасности муки, макаронных и хлебобулочных изделий, и проверку их деятельности в части работы по подтверждению соответствия указанной продукции и выдачи сертификатов, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
    • государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;
    • государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;
    • проверка деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров и другие полномочия

    Проведение аудита соблюдения санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режимов медицинской организации, включая критерии ее размещения и функционирования

  9. государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
  10. проверка деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров и другие полномочия
  11. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф, и инцидентов;
  12. государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;
  13. Научное обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
    • Проводит научно-практические конференции и разрабатывает методики, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в России.
  14. принимает меры по предотвращению инфекционных заболеваний;
  15. государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;
  16. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
  17. государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей ;
  18. аккредитация испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в области подтверждения соответствия качества и безопасности муки, макаронных и хлебобулочных изделий, и проверку их деятельности в части работы по подтверждению соответствия указанной продукции и выдачи сертификатов, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  19. контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  20. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
  21. Государственная регистрация Роспотребнадзор регистрирует:
    • впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);
    • отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
    • отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;
    • лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф, и инцидентов;
  22. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  23. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;
  24. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

В структуру Роспотребнадзора входят 84 территориальных управления и 90 центров гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ. Специалисты службы осуществляют санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска, в том числе в на автомобильном транспорте, в аэропортах, морских, речных, пограничных железнодорожных станциях.

Помимо территориальных управлений и центров гигиены и эпидемиологии, в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека входят 28 научно-исследовательских институтов, 13 противочумных учреждений, 33 дезинфекционные станции и организации дезинфекционного профиля. Возглавляет Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека главный государственный санитарный врач РФ. С момента образования Роспотребнадзора до октября 2013 года главой Роспотребнадзора являлся Геннадий Григорьевич Онищенко.

С октября 2013 года обязанности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека временно исполняет Попова Анна Юрьевна.

  1. через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
  2. по факсу,
  3. через официальный сайт ведомства,
  4. по почте,
  5. по электронной почте,
  6. лично,

Обращения подаются в письменном виде с предоставлением полной информации о заявителе и изложением сути нарушения. В территориальном управлении Роспотребнадзора можно заполнить бланк заявления; если же заявитель составляет жалобу самостоятельно, то необходимо учесть некоторые формальности.

В правом верхнем углу указывается наименование организации, в которую направляется данное заявление или жалоба, а также желательно указать данные начальника данной организации, затем пишется полное имя заявителя, его адрес и контактный телефон. Это потребуется для обратной связи с заявителем.

Анонимные заявления граждан не рассматриваются. По центру пишется заголовок: «Жалоба», «Заявление» и так далее.

В конце заявления ставится подпись с расшифровкой, и дата написания заявления. В случае личного обращения заявление необходимо составить в двух экземплярах, на одном из которых делается пометка сотрудника Роспотребнадзора о принятии жалобы к рассмотрению с указанием даты подачи жалобы, данный экземпляр остается у заявителя. Если вопрос, с которым гражданин обращается, не входит в компетенцию Роспотребнадзора, тогда в течение 7 дней ведомство обязано переадресовать его в соответствующие органы.

Если вопросов много и отвечать на них будут несколько ведомств, то вполне вероятно, что придется ждать на неделю дольше. На рассылку запросов по необходимым адресам отводится дополнительно 7 дней. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ

«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

, обращения в электронном виде, поступившие с неполной или неточной информацией об отправителе, без указания фамилии, имени и отчества, полного обратного почтового адреса, рассмотрению не подлежат.

Положения данного закона не применяются к действиям государственных органов при проведении административного расследования.

осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через границу Российской Федерации. В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению установленных требований.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

  1. удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  2. оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя установленным требованиям.

Внеплановая проверка производится чаще всего в ответ на жалобы граждан о нарушении их потребительских прав.

Также внеплановые проверки могут проводиться по обращениям органов местного самоуправления или государственной власти, в случае поступления жалоб в Роспотребнадзор на некачественную продукцию, случаи заболевания и отравления, а также с целью проверить устранение ранее выданных предписаний.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. В случае если в результате деятельности предпринимателя причинен вред (или есть такая угроза) жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также, если нарушаются права потребителя, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Внеплановую проверку также требуется согласовать с прокуратурой. за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, в этом случае прокуратура уведомляется о проведенном мероприятии в течение суток. Представление интересов в суде по делам об административных правонарушениях и прочим арбитражным спорам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов надзора при проведении проверок, административных расследованиях, административных производств

  1. лицензионный контроль за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и в области использования источников ионизирующего излучения (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
  2. государственный контроль в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров и др.
  3. государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

«Документальная преграда от органов надзора.

Проверки органов надзора. Контроль качества медицинской помощи (государственный, внутренний, ведомственный)»

  1. Приказ Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 773 (ред. от 26.06.2013) «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)» и иные нормативно-правовые акты.
  2. Приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров»;

Помощь в получении СЭЗ на источники ионизирующего излучения (рентгенооборудование), включая помощь в подготовке к прохождению экспертизы Роспотребнадзора

  1. Консультации юристами и иными специалистами Факультета медицинского права по всем вопросам в области здравоохранения;
  2. Помощь и поддержка в решении различного рода проблем: претензии со стороны пациентов, проверки органами надзора и многое другое;
  3. Регулярное информирование обо всех изменениях законодательства в области здравоохранения РФ;

Любое копирование и размещение информации на сторонних интернет-ресурсах возможно только при установке прямой индексируемой текстовой ссылки на www.kormed.ru, в прочих сторонних источниках — только с письменного разрешения ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА. По этим вопросам необходимо обращаться по адресу Любые нарушения будут рассматриваться и преследоваться согласно статье 146.

Уголовного Кодекса РФ «Нарушение авторских и смежных прав».