Специалист по залогам

Бизнес и деньги

Сотрудники банков, на основании опыта которых впоследствии сформировалась самостоятельная функция по работе с залогами, появились в 1992 – 1995 гг. До этого эти специалисты входили в состав служб безопасности или кредитных подразделений. Одним из первых образовательно-подготовительных мероприятий в 1993 – 1994 гг. стало проведение в Санкт-Петербурге Всемирным банком первого в России семинара по оценке недвижимого имущества.

Преподавание велось на английском языке без адаптации к юридическим и экономическим реалиям Российской Федерации. Позже в Москве Всемирный банк провел семинары по оценке недвижимости, оборудования, бизнеса. Обучающие материалы, как и само обучение, были на русском языке, однако адаптация к российскому законодательству, особенностям учета также не проводилась.

До конца 1990-х гг. обучение велось в основном по двухнедельным программам и касалось отдельных направлений оценочной деятельности. Подготовку оценщиков в Москве, а также совместные семинары с региональными учебными структурами во многих городах (Санкт-Петербурге, Белгороде, Новороссийске, Челябинске, Владимире, Владивостоке, Хабаровске, Кисловодске, Барнауле, Казани, Екатеринбурге, Кемерово, Иркутске) проводили несколько образовательных структур.

Наконец в июле 1998 г. был принят Закон об оценочной деятельности, в том числе определявший квалификационные требования к оценщикам. В результате описанных мероприятий по становлению образовательных услуг и формированию квалификационных требований к оценщикам и залоговикам в конце 1990-х гг. произошли следующие изменения: – в отдельных банках в качестве требований к соискателям на должность специалиста по работе с залогами появились требования о наличии профессионального образования в области оценки; – стали практиковаться обучение банковских залоговиков в высших учебных заведениях по программе дополнительного профессионального образования, второго высшего образования (специализация “Оценка бизнеса”), прохождение краткосрочных курсов повышения квалификации, одно-двухдневные семинары по оценке различного имущества; – в зависимости от принятой в банке модели организации работы с залогами, объема и качества кредитного портфеля, разветвленности филиальной сети в банках началось формирование обособленных подразделений, ответственных за основные этапы залоговой работы, либо залоговых подразделений в рамках кредитных подразделений.

“Десятилетие нулевых” в оценке стартовало с началом лицензирования оценочной деятельности в апреле 2001 г. Было закреплено прохождение оценщиками не реже одного раза в три года курса повышения квалификации (не длительнее одного года с начала обучения, на базе одного учебного заведения) в объеме 100 часов. Сегодня мы знаем, что лицензирование в оценочной деятельности просуществовало до июля 2006 г.

однако это не помешало к середине 2000-х гг. большинству банков при формировании залоговых подразделений привлекать в такие подразделения оценщиков, имеющих практический опыт работы.

Сегодня оценочная деятельность осуществляется согласно Закону N 135-ФЗ. Статья 21 данного Закона определяет порядок профессионального обучения оценщиков, ст.

22 – функции саморегулируемой организации оценщиков в части правил и условий приема оценщиков в СРО, контроля за соблюдением оценщиками требований стандартов оценки и правил оценочной деятельности. Статья 22.2 Закона N 135-ФЗ дает СРО право в числе прочего самостоятельно проводить профессиональную переподготовку оценщиков.

Теперь более подробно рассмотрим требования к эксперту по работе с залогами. Начнем с обзора функциональных обязанностей. Требования к специалисту по залогам не зависят от занимаемой должности, периодичности и необходимости их совершенствования.

В данном контексте корректнее рассуждать о наборе компетенций, накапливаемых с течением времени в силу профессиональных вызовов и требований рынка. К таковым можно отнести: – знание банковского документооборота, в том числе процесса обеспечения кредитных продуктов, ведения досье по залогам (если это применимо в банке); Повышение уровня знаний для соответствия указанным требованиям проводится по мере возникновения необходимости путем индивидуального либо коллегиального изучения нужной информации и проведения мини-тестирования. По отдельным направлениям, таким как финансовый контроль, актуализация знаний и навыков проводится регулярно с заданной периодичностью.

Целью подобных практик являются развитие и поддержание необходимого уровня личных и профильных компетенций специалистов по работе с залогами.

Периодичность повышения квалификации и направления подготовки сотрудников залоговых подразделений.

Но что думают о подготовке залоговиков сами банкиры?

Бесспорно, кадровая политика большинства кредитных организаций сформирована с акцентом на наличие у кандидатов образования в сфере оценки.

Практически во всех банках, где присутствуют залоговые службы, соискатели без профильного образования (повышения квалификации) если и рассматриваются на вакантные позиции, то в последнюю очередь.

При таком подходе банки, с одной стороны, ограничивают себя в выборе кандидатов, с другой – страхуются, перекладывая часть ответственности при определении уровня квалификации на элемент образования.

И здесь у многих работодателей возникает мнимое ощущение, что подобные специалисты наиболее полно соответствуют требованиям позиции залоговика. Что касается моделей профессионального развития залоговиков, нельзя не отметить важную особенность.

Творческий подход руководителя к организации различного рода мероприятий должен быть сопряжен с активной поддержкой со стороны рядовых сотрудников. Во-первых, это порождает внутреннюю конкуренцию в коллективе, во-вторых, это колоссальная мотивация, в-третьих, это гарантированно повышает корпоративную сплоченность. В целом задача профессионального развития залоговика в текущих реалиях вполне решаема даже в отсутствие активности со стороны непосредственного руководства.

В последние несколько лет благодаря повышенному вниманию к залоговой тематике появился целый ряд мероприятий, публикаций и книг, в социальных сетях созданы профессиональные сообщества, и хотя самостоятельное образование требует усилий и времени, оно обеспечивает соответствующий результат.